Пальчиковые игры. Задания для малышей.


Ученые — нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особен­но те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комп­лексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная мо­торика — движения всей рукой и всем телом.

Мелкую моторику рук развивают:

  • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в опреде­ленной последовательности;
  • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрос­лых);
  • игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать — разжимать, выливать — наливать, насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
  • рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
  • застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваи­вает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой рукой, и левой. Развивая правую руку, мы сти­мулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.

Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария — оно ориенти­ровано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образ­но говоря, атрофируется из-за неиспользования. Кроме того, большая часть людей с младенче­ства активнее пользуется правой рукой, игнорируя левую, что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати, замечено, что левши, как правило, более творческие люди, поскольку у них достаточно хорошо развито правое полушарие, лучше, чем у праворуких сверстников.

КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ

В первой части книги на каждой странице (или развороте) вы найдете рисунок, который стимулирует ребенка к выполнению заданий, развивающих мелкую моторику рук. Кроме этого, вы встретите игры и задания, знакомящие малыша с окружающим миром и способствующие раз­витию речи.

Для работы с первой частью книги вам понадобятся следующие предметы:

  • нитки (не слишком тонкие, чтобы ребенку удобно было брать их и играть с ними) — несколько кусочков по 5,10 и 15 см;
  • небольшие пуговицы разных цветов, размером с рубашечную, — по три-четыре штуки;
  • набор счетных палочек для первоклассников (они, как правило, имеют стандартную длину — 6 см);
  • простой карандаш и ластик.

В первой части книги есть задания, обращенные непосредственно к ребенку, — просьбы по­казать то или иное движение, изобразить какой-либо звук. Если малыш не понимает, что надо сделать, изобразите нужное действие самостоятельно, затем еще раз попросите об этом малы­ша.

Внизу каждой страницы даны задания и инструкции для родителей. Не нужно выполнять все сразу. Просматривая книгу, выберите одно или два задания и предложите ребенку. В следую­щий раз предложите другие два-три задания.

Не настаивайте на обязательном выполнении заданий. Если ребенок не хочет повторять за вами, проделайте нужное движение еще раз и продолжайте работу с книгой.

Возможно, вам придется довольно долго все задания выполнять самостоятельно, а малыш будет выступать только в роли зрителя. Ничего не требуйте от ребенка. В один прекрасный день он начнет выполнять все вместе с вами, а потом будет справляться сам.

Рассматривая картинки, показывайте и называйте изображенные предметы. Сначала пока­зывайте те, с которыми малыш уже знаком. Затем, просматривая книгу еще и еще раз, постепен­но знакомьте малыша со всеми изображениями на каждой из страниц. Называйте как предметы целиком, так и их отдельные части (не каждый раз все возможные части изображения, а один раз одну, другой раз — другую).

Демонстрируя картинку, повторите нужное слово несколько раз. Произносите слова четко и немного громче, чем в повседневной речи.

Когда каждая страница будет просмотрена несколько раз и малыш начнет понимать зна­чение большинства слов, просите его показать то или иное изображение: «Где окошко?», «Где камушек?».

Постепенно вместо простого вопроса «Где?» переходите к более сложным: «Кто сидит около домика?», «Кто ловит рыбку?», «Что плавает в кастрюле?». Такие вопросы не указывают на пред­мет, который надо найти и показать, а заставляют ребенка задуматься. Кроме этого, они прово­цируют малыша на активную речь, на них можно ответить не только показом, но и словами.

Рассматривая картинки, обязательно обращайте внимание ребенка на цвета, формы и раз­меры нарисованных предметов, даже если в инструкции для родителей специально об этом не говорится. Также обращайте внимание на расположение нарисованных предметов, например: «Этот домик справа, а этот слева!» или «Этот лягушонок на кочке, а этот спрыгнул».

Если ребенок не умеет правильно держать карандаш, не настаивайте на выполнении за­даний с карандашом. Для начала потренируйтесь не в книге, а на пустом листе бумаги. Чтобы установить правильный навык, используйте восковые мелки. Возьмите один мелок, отломите от него кусочек длиной около трех сантиметров, дайте ребенку. Сами возьмите точно такой же и начните водить им по листу бумаги. Малыш увидит линии на бумаге и начнет пытаться водить

своим мелком, чтобы получить тот же результат. Такой маленький кусочек мелка невозможно держать в кулачке, поэтому ребенок сразу научится держать его «щепоткой». Впоследствии вам будет легко научить его правильно держать карандаш.

Во второй части книги представлены советы по организации игр, способствующих развитию мелкой моторики, для которых потребуется дополнительное оборудование. Но, как правило, ни­чего особенного покупать не требуется, так как все игры основаны на использовании предметов, часто встречающихся в быту или в арсенале детской комнаты.

В третьей части книги представлены короткие стишки и потешки, которые нужно сопровож­дать движениями пальцев и ладоней. Сначала все движения выполняйте своими руками, пока­зывая мини-спектакль под стихотворение, или ручками малыша (где это указано). Обязательно дождитесь, чтобы ребенок сам захотел показывать движения вместе с вами. Вы можете только предлагать: «Давай делать вместе!» — но не настаивать.

Пожалуйста, оцените произведение

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прочитано 957 раз(а)