Опорные картинки для пересказа текстов. Часть 2.

Занятие 1

Тема. Развитие связной речи

Цель: обучение пересказу; расширение и активизация словарного запаса; формирование внутреннего плана пересказа; развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование:

магнитная доска (наборное полотно); сюжетная картинка «Зима» и предметные картин­ки: солнышко, воробьи, сугробы, сосульки, ветер; карточка с восклицательным знаком

Примечание. Педагоги должны дополнить комплект карти­нок карточкой с восклицательным знаком, которая будет обо­значать предложения, отражающие оценку событий, отно­шение к происходящему. Например:

Подожди, весна, твоё время ещё не пришло! «Иди к нам, Маша, — закричали они, — будем вместе играть с корабли­ком!» и т.п.

Ход занятия

Педагог, прикрепляя к магнитной доске (наборному полотну) картинки сверху вниз одну под другой, читает текст:

Зима не хочет уходить, не уступает дорогу весне. Днём солнышко яркими теплыми лучами согревает всё вокруг. Радостно чирикают воробьи. Темнеют и оседают сугро­бы. Длинные сосульки плачут, свесившись с крыш. Но к ночи холодный северный ветер заморозит всё, что днём растопило солнце. Подожди, весна, твоё время ещё не при­шло

  • Такое расположение картинок объясняется тем, что на последующих этапах используются не только предметные картинки (денотаты), но и графические схемы предложений.
  • Поочередно показывая на каждую картинку, педа­гог просит детей припомнить, о чем говорилось в каждом предложении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст. По окончании пересказа педагог переворачивает кар­тинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести содержание рассказа.

Примечание. При возникновении затруднений ребенок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, восста­новить содержание предложения.

После успешного пересказа можно перевернуть все кар­тинки. Количество карточек на доске будет соответствовать количеству предложений в тексте.

Примечание. Обратите внимание — в текстах будут встречать­ся предложения с однородными членами. В этом случае в од­ном ряду могут располагаться две картинки. А количеству предложений в тексте будет соответствовать количество рядов картинок.

В конце занятия или на следующий день проводится более сложный вид работы. На доске в свободном порядке выставляются картинки к рассказу. Педагог читает текст и после прочтения просит кого-либо из детей расположить кар­тинки в нужной последовательности. Все дети помогают и контролируют правильность выполнения задания, после чего можно еще раз повторить пересказ всего текста.

Тексты для пересказа

  1. Зима не хочет уходить, не уступает дорогу весне. Днём солнышко яркими теплыми лучами согревает всё вокруг. Радостно чирикают воробьи. Темнеют и оседают сугро­бы. Длинные сосульки плачут, свесившись с крыш. Но к ночи холодный северный ветер заморозит всё, что днём растопило солнце. Подожди, весна, твоё время ещё не при­шло.
  2. Лес пробудился от зимнего сна. Ели и сосны стряхну­ли со своих лап снежные шали. На лесных полянках по­явились первые проталины. Зазвенели между корней де­ревьев говорливые ручейки. С громким треском раско­лолся лёд на реке — начался ледоход. Набухают почки на ветках деревьев. На опушке леса греются в лучах тёплого весеннего солнца зайцы. Белки начинают линять — им больше не понадобятся тёплые зимние шубы. Скоро вы­лезет из берлоги отощавший за зиму медведь. И затре­щат на весь лес сороки: «Радуйтесь звери и птицы — весна пришла!»
  3. Во дворе большие синие лужи. Яркое весеннее солнце смотрится в них, как в зеркало. Маша надела лёгкую курточку, обула резиновые сапожки и пошла гулять. Малыш с радостным лаем побежал за своей хозяйкой на детскую площадку. Там по луже, как по морю, плыл ко­раблик. На мачте развевался флажок. Этот кораблик сма­стерили Коля и Ваня — Машины друзья. «Иди к нам, Маша, — закричали они, — будем вместе играть с корабли­ком.
  4. Мама с утра хлопочет. Румяные пироги с разными начинками уже лежат на блюде. Папа купил в магазине большой торт и шесть маленьких разноцветных свечек. Бабушка накрывает в гостиной стол. Малыш крутится у всех под ногами: ведь он знает, где лежат подарки для Маши. Вот и собралась за столом вся семья. Даже лени­вый кот Тишка перебрался в кресло поближе к столу. Маша задула все свечки на торте. «С днём рождения, Машенька, ты стала совсем большой.
  5. Весеннее солнышко согревает своими лучами всё вок­руг. Зеленеет молодая травка. Желтеют на косогоре цве­ты мать-и-мачехи. Полосатым самолётиком кружатся над ними шмели. Маленький муравьишка тащит в муравей­ник прошлогоднюю сухую травинку. Без устали стучит по дереву дятел — уничтожает личинки вредных насеко­мых. Громко спорят из-за гибкого ивового прутика две вороны — им надо чинить гнёзда. А кот Тишка нежится на лавочке у крыльца, лениво помахивая хвостом.
  6. Звонко и радостно поют птицы. Порхают над грядка­ми и кустами смородины бабочки-лимонницы. Маша си­дит на крылечке дачи и любуется цветущим садом. Крас­ными огоньками горят на клумбе тюльпаны. Нежно-жёл­тые нарциссы раскрыли навстречу солнцу лепестки-ла­дошки. Вишенки нарядились в белые кружевные платьи­ца. Скоро раскроются на ветках яблонь розовые бутоны. Как красив весенний сад.
  7. Звёзды, как блестящие горошинки, рассыпались по небу. Взошла луна. На улицах горят фонари. Шелестят шинами по асфальту машины. Спешат домой прохожие. Маша сидит на широком подоконнике и смотрит на ули­цу — она ждёт, когда придёт с работы папа. Кот Тишка устроился рядом со своей маленькой хозяйкой. На ковре у дивана дремлет Малыш. Бабушка, сидя в своём люби­мом кресле, вяжет Маше носки. Постукивают, мелькают в её ловких руках спицы. Разноцветные клубки в корзине лениво поворачиваются с боку на бок. Мама в кухне го­товит ужин. Вдруг весёлой трелью залился дверной зво­нок. Это папа пришёл, папа.
  8. В воскресный день папа повёл Машу в парк на про­гулку. Старые липы надели новые зелёные платьица. В ал­леях удобные скамейки, на которых можно отдохнуть. На детской площадке в песочнице играют малыши. Раз­ноцветные ведёрки и формочки наполнены песком. Ребя­та постарше качаются на качелях. Ах, как высоко к небу взлетают качели! Малыш, он подрос и стал настоящим псом, громко лает, как будто хочет сказать: «Осторож­нее, ребята!» Девочки играют в классики и прыгают че­рез скакалку. Маша покачалась на качелях, поиграла с девочками, побегала наперегонки с Малышом, погуляла с папой по аллеям. К обеду довольные и немного устав­шие они (папа, Маша, Малыш) вернулись домой.

Занятие 2

Тема. Развитие связной речи

Цель: обучение пересказу; расширение и активизация словарного запаса; формирование внутреннего плана пересказа; развитие внимания, памяти, логического мышле­ния.

Оборудование:

магнитная доска (наборное полотно);

картинки: лес, перелетные птицы, травка, фиалки,

белки, зайцы, бобры;

карточка с восклицательным знаком .

Примечание. Педагоги должны дополнить комплект карти­нок карточкой с восклицательным знаком, которая будет обозначать предложения, отражающие оценку событий, от­ношение к происходящему. Например: У каждого лесного жителя весной много забот! Теперь можно ехать! и т.п.

Ход занятия

Педагог, прикрепляя к магнитной доске (наборному полотну) картинки сверху вниз одну под другой, читает текст:

Лес уже оделся в новый зеленый наряд, скоро весна поп­рощается с нами. Вернулись из дальних стран перелетные птицы. Сквозь прошлогоднюю листву пробилась молодая зеленая травка. На лесных полянках расцвели нежные бе­лые ландыши и сиреневые фиалки. Белки снова надели ры­жие летние шубки, им больше не нужен теплый зимний мех. Радуются зайцы — теперь на обед у них не только ко­ра молодых осинок, но и сочная весенняя травка. Трудяги-бобры ремонтируют сломанные весенним ледоходом пло­тины. У каждого лесного жителя весной много забот.

  • Такое расположение картинок объясняется тем, что на последую­щих этапах используются не только предметные картинки (денотаты), но и графические схемы предложений.
  • Поочередно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, о чем говорилось в каждом пред­ложении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст. По окончании пересказа педагог переворачивает картинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести содержание рассказа.

Примечание. При возникновении затруднений ребенок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, вос­становить содержание предложения.

  • После успешного пересказа можно перевернуть все кар­тинки. Количество карточек на доске будет соответствовать количеству предложений в тексте.

Примечание. Обратите внимание — в текстах будут встречать­ся предложения с однородными членами. В этом случае в од­ном ряду могут располагаться две картинки. А количеству предложений в тексте будет соответствовать количество ря­дов картинок.

  • В конце занятия или на следующий день проводится более сложный вид работы. На доске в свободном порядке выставляются картинки к рассказу. Педагог читает текст и после прочтения просит кого-либо из детей расположить картинки в нужной последовательности. Все дети помогают и контролируют правильность выполнения задания, после чего можно еще раз повторить пересказ всего текста.

Тексты для пересказа

  1. Лес уже оделся в новый зеленый наряд, скоро весна попрощается с нами. Вернулись из дальних стран перелет­ные птицы. Сквозь прошлогоднюю листву пробилась моло­дая зеленая травка. На лесных полянках расцвели нежные белые ландыши и сиреневые фиалки. Белки снова надели рыжие летние шубки, им больше не нужен теплый зимний мех. Радуются зайцы — теперь на обед у них не только кора молодых осинок, но и сочная весенняя травка. Трудяги-боб­ры ремонтируют сломанные весенним ледоходом плотины. У каждого лесного жителя весной много забот.
  2. Солнышко разбудило Машу своими яркими лучами. Кот Тишка тоже выбрался из своего любимого кресла, слад­ко зевнул, потянулся и не спеша направился в кухню. Мама уже налила ему в блюдце свежего молока, а для Маши при­готовила на завтрак омлет. Папа, сидя у раскрытого окна, читал газету и пил кофе. Бабушка укладывала в большую плетеную корзину продукты. Сегодня вся семья собралась на дачу. Пес Малыш нетерпеливо ворчал — ему хотелось поскорее побегать по травке и полаять на птиц. Маша съела омлет и выпила чаю. Теперь можно ехать.
  3. Машина быстро бежит по шоссе. Мелькают за окнами дома. Подмигивают трехцветными глазами светофоры. Пе­шеходы на перекрестках ожидают, когда загорится зеле­ный, чтобы можно было перейти через дорогу. Вот уже го­род остался позади. Справа от дороги шумят листвой белоствольные березки. Слева — небольшая деревенька. Вдалеке в поле работают трактора. Вот пастух перегоняет стадо ко­ров. На спортивной площадке у школы ребята играют в футбол. На берегу небольшой речушки в тени раскидистой ивы сидит рыбак. На железнодорожном переезде опущен шлагбаум. Скорый поезд с бело-голубыми вагончиками спешит на юг к морю. Сколько интересного можно увидеть из окна машины.
  4. В воскресенье папа повел Машу в зоопарк. Маша сама купила билеты, ведь ей уже шесть лет. Служитель зоопарка объяснил, как пройти к вольерам с животными. Длинноше­ие жирафы видны издалека. Рядом полосатые зебры не спе­ша жуют у кормушек свежескошенную траву. Белый мед­ведь забрался в бассейн — ему слишком жарко. Подняв вверх хобот, громко трубит слон. Прыгают по веткам де­ревьев маленькие смешные обезьянки. Дремлет возле пруда похожий на длинное зеленое бревно крокодил. Лев, царь зверей, лежит в тени цветущей акации и лениво помахива­ет хвостом. Маше очень понравилось в зоопарке.
  5. Солнце медленно поднимается над лесом. Запел свою утреннюю песню голосистый петух. Бабушка пошла доить Буренку. Скоро пастух дядя Федор будет собирать коров в стадо. Дедушка сидит на лавочке под березой и точит косу. Июльские травы сочные — знай, коси. Соседские ребятиш­ки спешат на пруд ловить рыбу. Кот Тишка сидит у калит­ки и смотрит им вслед. Золотистый карась на обед — лучшее лакомство для него. А Маша все еще спит. Скоро ее разбу­дит аромат горячих румяных пирогов.
  6. Бабушка попросила Машу сходить в огород за укропом. Укроп нужен для засолки огурцов. Рано утром дедушка соб­рал их полную корзину. Ах, какой огород у бабушки. Краснеют на кустах сочные помидоры. Кабачки подставля­ют солнышку тугие золотистые бока. Оранжевая морковка несмело выглядывает из земли, прикрываясь зелеными фонтанчиками ботвы. Лук и чеснок тянутся вверх зелены­ми стрелками. Прячутся под резными листьями маленькие огурчики. Огородное пугало надежно охраняет урожай от непрошенных гостей.
  7. Заканчивается лето. Солнце уже не печет, как в июле. Вода в реках становится холоднее. Стога сена на лугах пря­чутся по утрам в густом, как молоко, тумане. Отцветает Иван-чай. Собираются в дальнюю дорогу к югу перелетные птицы. Протяжно курлычут журавли, прощаясь до весны с родными полями и лесами. Бродит по ягодникам медведи­ца с медвежатами, спешит накормить малышей перед дол­гой зимой. Старые волки учат молодых волчат охотиться. Барсук начинает чистить свою нору. Зайчихи учат малышей-листопадничков главной премудрости: затаись, сиди тихо, как будто тебя и нет.
  8. Скоро наступит осень. Первого сентября Маша пойдет в школу. Новенький ранец с нетерпением ждет, когда его на­полнят книгами и тетрадями. Школьная форма — юбка в складку, пиджак и блузка — висит в шкафу. Бордовые ко­жаные туфельки лежат в коробке. На полке над столом -краски, карандаши, пенал. Рядом учебники и стопка тетра­дей. Папа обещал, что сам отведет Машу в школу. Мама за­вяжет дочке самые большие, самые красивые белые банты. Бабушка привезет внучке букет гладиолусов. Пес Малыш не будет в это утро лаять и будить маленькую хозяйку — ей надо выспаться. А кот Тишка промурлычет для Маши са­мую лучшую песенку. Учись хорошо, Машенька.

Пожалуйста, оцените произведение

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прочитано 258 раз(а)